Рекомендации по психологической адаптации детей к средней школе

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок перешел в 5 - й класс. Это начало его обучения в средней школе новая ступенька на пути его взросления, приобретения новых знаний и нового социального опыта. Однако, в то же время, это

и период определенных рисков. Многие родители обращаются к школьному психологу именно в 5 - 6  классе с жалобой на то, что после перехода в среднюю школу ребенок стал хуже учиться, снизилась

познавательная мотивация, появилась замкнутость, обидчивость или тревожность... Все эти симптомы – следствие трудностей адаптации Вашего пятиклассника к требованиям средней школы.

Что важно помнить, когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю?

1.Средняя школа сильно отличается от начальной даже по структуре и организации обучения. Не стоит заранее пугать ребенка трудностями –

многие дети довольно легко и быстро осваиваются в ситуации большого количества новых учителей и кабинетов и никаких трудностей не испытывают. Кроме того, при необходимости другие ребята или учителя

обязательно подскажут все Вашему ребенку. Но если Вы по рассказам ребенка понимаете, что он дезориентирован или смущен, деликатно поговорите с ним об этом, расспросите, что в 5- м классе ему нравится, а что нет, что вызывает неудобство или непонимание. Может быть,

Вашему ребенку первое время нужна небольшая помощь в том, чтобы запомнить, как зовут новых учителей, в каком кабинете кто преподает, как оперативно найти классного руководителя. Все это Вы можете обсудить с Вашим ребенком и помочь ему сориентироваться в новой информации. Так, чаще всего список учителей с номерами кабинетов классные

руководители помогают детям разместить в дневнике. Если его нет, Вы можете сделать такой сами с Вашим ребенком.

2.Средняя школа – это новые требования к тому, как ребенок учится, как оперирует учебным материалом, как работает с учебниками и с заданиями. От ребенка ожидается умение  самостоятельно записывать домашние задания, подходить к учителю, если у него появляются

вопросы, дома читать и анализировать достаточно большие объемы текста. Первое время старайтесь регулярно участвовать в выполнении ребенком домашних заданий по большинству предметов, даже если в 4 -

м классе Ваш ребенок был «отличником» и уже делал все уроки

сам. Скорее всего, Вы быстро заметите, какой предмет и какой тип заданий вызывает у Вашего ребенка проблемы. Попытайтесь их своевременно решить: если ребенок плохо запоминает параграф –

учите его выделять и подчеркивать в тексте главное, составлять на

черновике краткий план - шпаргалку, если есть проблемы с правилами или с иностранными словами – делайте карточки для их запоминания и развешивайте их перед столом ребенка или в местах, где он часто бывает. Научите ребенка работать с материалом, искать пути его усвоения и запоминания, пользоваться справочниками и Интернетом для поиска неясной информации. Если какой -то предмет вызывает явные трудности – поговорите с учителем, попросите его совета по тому, как преодолеть те или иные трудности.

3.В условиях повышенной нагрузки от новой учебной ситуации особое внимание уделите режиму дня: режим – это отличная профилактика повышенной утомляемости, нервных срывов или падения иммунитета ребенка на фоне утомления.

· Ложиться и вставать следует примерно в одно и то же время, не

допускать слишком большой разницы в режиме между будними и выходными днями.

· Даже если ребенок медленно делает уроки, не используйте на них часы абсолютно обязательного для 10-12- летнего ребенка полноценного

ночного сна.

· После школы дайте ребенку немного времени на отдых и занятия тем, чем он сам хочет позаниматься, и только потом садитесь за домашние задания.

· При приготовлении уроков делайте перерывы со сменой видов деятельности: после 40-50 минут активной работы вставайте из -

за стола, переключайтесь на 7-10 минут на что -то, не связанное с учебой.

· Постарайтесь найти удачный баланс между школой и дополнительным образованием (кружками, секциями). Внешкольные занятия – очень важный развивающий ресурс, но про них очень важно помнить 3 вещи. Во

- первых, они должны быть действительно интересны самому ребенку (занятия «без выбора» и так есть у него в школе). Во - вторых,

нагрузка в секции не должна мешать ребенку спокойно выполнять все домашние задания. В - третьих, помимо времени на школу, домашнюю работу и кружки, у ребенка должно оставаться хотя бы немного просто свободного времени. Часто родители считают, что его лучше провести «с пользой», заняв его тем или иным дополнительным занятием. Однако следует помнить, что только тогда, когда ребенок просто делает то,

что онхочет (даже просто «валяет дурака»), он по - настоящему отдыхает и набирается сил для успешного обучения.

4.Регулярно держите контакт с классным руководителем. Многие школьные трудности или конфликтные ситуации легко предотвратить, если при малейшем недопонимании или беспокойстве Вы пробуете обсудить ситуацию, а не выжидаете, накапливая список тревог и

претензий. Ваш классный руководитель – это Ваш главный союзник в деле обучения и социализации Вашего пятиклассника. Разумеется, если у Вашего ребенка есть какие - либо особенности (хронические заболевания, специфика характера, особые потребности или специфические трудности), классный руководитель должен об этом знать. Не бойтесь создать предвзятого отношения к своему ребенку: школьный учитель готов к тому, что у всех детей могут быть те или иные проблемы, но он должен о них знать, чтобы своевременно подобрать

индивидуальный подход или приемы для обучения и социализации Вашего ребенка.

5.Почаще говорите с ребенком о школе. Постарайтесь избежать дежурных вопросов «Как дела в школе» и «Какие были оценки?». Лучше с интересом выслушивайте рассказы ребенка даже о самынезначительных событиях, запоминайте их детали, имена участников. Взрослым

иногда кажется скучной детская жизнь, но важно понимать, что для Вашего ребенка каждая мелочь его школьного дня может быть очень важной, а Ваше безразличие к ней ранит его и заставляет становиться замкнутым. Если Вы будете искренне интересоваться именно тем в

школьной жизни, что важно для Вашего ребенка, Вы заслужите его доверие и сможете рассчитывать на то, что о любых трудностях Вы будете узнавать первым.

6.Учитесь не слишком переживать из - за отметок и приучите к этому ребенка. Школьные оценки, несмотря на все переживания из - за них,

нужны в первую очередь для обратной связи каждому ребенку о том, что тот или иной фрагмент материала усвоен им хорошо или, наоборот,

плохо. Не ругайте за оценки, но приучайте анализировать причины

той или иной двойки: в спокойной обстановке разберитесь, где ребенок допустил ошибку, отнеситесь к ней мягко или даже с юмором, найдите вместе с ребенком правильное решение, повторите материал, который

вызвал трудности. За такую работу обязательно похвалите ребенка: пусть положительные эмоции от улучшения понимания материала «закроют» для него огорчение из - за отметки.Важно помнить, что переход от начальной к средней школе часто приводит у детей к падению

успеваемости, но у многих детей она затем выправляется при терпеливом и конструктивном  отношении к этой ситуации со стороны и ребенка, и его семьи.

7.Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. У всех детей разные темпы освоения того или иного материала, и сравнение зачастую только усиливает родительскую тревогу и неудовлетворенность. Попробуйте лучше сравнивать своего ребенка с ним самим: еще год

назад такое сложное задание было бы ему не по силам, а сейчас он с ним справляется; в спортивной секции, несмотря на двойку, он изо дня вдень заслуживает все больше одобрений тренера; Ваш ребенок все больше помогает Вам дома, искренне желая сделать Вам приятное...

Всегда можно найти сферу, в которой у Вашего ребенка наблюдается рост и виден успех. И помните – это не только успех ребенка, но и Ваш успех как родителя.

8.Не забывайте хвалить Вашего ребенка. Любой, даже самый незначительный результат должен быть оценен по заслугам. Не бойтесь перехвалить ребенка: любая похвала – это та эмоциональная «подпитка», которая становится для ребенка источником уверенности в себе в школьной жизни. Ребенок, часто получающий одобрение и похвалу, не боится допустить ошибку: он знает, что ругают его заметно реже, чем хвалят, а, значит, в целом он успешен и любим.

9.Ваш ребенок вступает в предподростковый возраст. Это время, когда помимо школы и семьи особое значение для него начинают приобретать его друзья и его увлечения. Относитесь к ним с пониманием, не высмеивайте и не возмущайтесь, даже если дела и интересы ребенка

кажутся Вам «глупыми» и «дурацкими», «не по возрасту». Поощряйте разговоры ребенка на важные для него темы, по возможности попробуйте поучаствовать с ребенком в тех занятиях, которые ему нравятся. Параллельно продолжайте рассказывать и показывать ребенку что-

то, что Вам кажется для него подходящим и любопытным, но только при параллельном понимании и интересе к тому, что он сам выбрал в качестве хобби. Помните: «дурацкие» увлечения уходят, но огорчение ребенка от Вашего скептического и непонимающего отношения и, как следствие, рост недоверия к Вам могут остаться на всю жизнь.

10.Постарайтесь меньше тревожиться за школьную жизнь своего ребенка. Помните: 5 класс – это время, когда у многих даже очень успешных в начальной школе детей могут возникнуть те или иные  учебные или поведенческие трудности. Не ругайтесь на ребенка в случае неуспеха: помните, что гораздо больше самой «двойки» или замечания в дневнике ребенок боится Вашей реакции на это событие. Найдите в себе силы отнестись к любой проблеме как к временной, учите ребенка искать конкретные пути решения той или иной проблемы, а не «застревать» на

негативных переживаниях от случившегося. Школьные проблемы по определению временны, а навык   конструктивного отношения к трудностям бесценен и важен для всей будущей жизни ребенка.

В то же время, каждый человек иногда сталкивается с действительно трудными ситуациями. Помните, что если Вы чувствуете, что с той или иной проблемой Вы не можете справиться сами,

Если ситуация становится только хуже, если Вы не знаете, что предпринять в том или ином случае, если у Вас есть вопросы по тем или иным особенностям развития или поведения Вашего ребенка,

Вы всегда можете обратиться за помощью к школьному психологу. Материал подготовлен педагогом – психологом  МБОУ СОШ № 99,

Лилия Валерьевна Никитенко

Кабинет № 330 а, 3 этаж

Телефон: 8(473)296-24-88

 

E-mail: helpl99@mail.ru