Рекомендации по психологической адаптации детей к старшей школе

Уважаемые родители! Ваш ребенок стал старшеклассником. До окончания школы ему осталось 2 года. Как опытные  родители, Вы уже привыкли к самым разнообразным школьным трудностям, и сейчас скорее уже готовитесь выходить в школьном обучении Вашего ребенка на «финишную прямую». В то же время, возможно, некоторые особенности Вашего ребенка или его школьные дела вызывают у Вас беспокойство. Это не случайно: в период старших классов, когда Ваш подросток готовится к выбору профессии и переходу к студенчеству и «взрослой» жизни, школа должна быть не стрессирующим фактором, а местом получения нужных знаний и средой, поддерживающей старшеклассника.

Школьная психологическая служба подготовила для Вас материал, посвященный проблеме адаптации к старшей школе.

Какие особенности необходимо учитывать родителям старшеклассников?

1.     Если ваш ребенок перешел в 10 класс из другой школы, то отнеситесь с пониманием к важной потребности ребенка наладить взаимоотношения с одноклассниками.

Юноши и девушки охотно используют время обучения в 10 - м

классе для общения с друзьями, проводят больше времени вне

дома, реже приглашают друзей к себе.

Одобряйте желание Вашего ребенка много общаться с ними, проводить время в компании ребят из класса или школы – сейчас перед ним стоит трудная задача «влиться» в новый подростковый коллектив.

В то же время, если это мешает урокам, Вы можете спокойно обсудить этот вопрос с ребенком.

2.     Некоторые дети в этом возрасте определились со своими

профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии -

это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о

предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, ониявно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование

последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией - а вдруг он ошибся с выбором? Лучше

своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за "мимолетное увлечение".В 10 -м классе необходимо школьникам уже окончательно определиться, кудаони будут поступать.

Если принято конкретное решение –следует предпринять какие -

либо шаги для начала подготовки к экзаменам. Посетите дни открытых дверей в различных заведениях для получения более полной

информации. Родители и педагоги в состоянии оценить знания по необходимым предметам и по самым «хромающим» начать подготовку.

Именно в 10 - м классе эти занятия будут своевременными.

Повышенная тревожность в это время только усилит переживания.

3.Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального

пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получили бы высшее образование. Но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь понаблюдать за тем, умеет ли

будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата.

В то же время, нередко в 10 -м классе возникает ярко выраженная проблема – желание отдохнуть после напряженного 9-го класса и перед выпускным одиннадцатым. От этого ребенка важно предостеречь,

не допускать ситуации, когда ребенок «запускает» учебу, договариваться о том, что на уроки все равно необходимо выделять должный объем времени. Ваши требования здесь должны быть разумными и обоснованными: ясно, что если ребенок очень хочет пойти на ту или

иную «тусовку», предлагать ему вместо этого заняться уроками будет неправильно, однако договориться, что Вы отпускаете его погулять с условием того, что в ближайший выходной ребенок позанимается чуть больше, вполне можно попробовать.

5.Не секрет, что во взаимодействии взрослых и детей старших классов нередко возникают те или иные сложности. Это касается личной жизни

Подростков – друзей и хобби, куда вход родителям зачастую запрещен.

При умелом дозировании общения и обязательном уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и

авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения.

Для того чтобы старшеклассники не отдалялись от взрослых, нужно

по максимуму использовать ресурс доверительного и откровенного общения со своим ребенком, соблюдая при этом комфортную для него

дистанцию и проявляя уважение и искренний интерес к его жизни. Даже если Вам кажется, что Вашему ребенку «плевать» на Ваше мнение, это не так. Он по -прежнему чувствует огромную радость, получая Ваше одобрение, и тяжело переживает осуждение или обиды с Вашей

стороны. Имеет смысл честно и внятно объяснить свои опасения, что именно вас беспокоит в его поведении. Назидания и нравоучения не помогут, а только оттолкнут вас друг от друга. Здорово будет, если Вы честно будете рассказывать ребенку о своих подростковых увлечениях,

надеждах, желаниях, удачах и неудачах: это сближает Вас с ребенком, повышает его доверие к Вам. Желательно, чтобы вы хотя бы частично

ориентировались в различных молодежных явлениях, направлениях,

чтобы не говорить категорично заранее, что все, что интересует подростков -полная ерунда. Ребенку для уверенности в себе необходимо знать, чем интересуются его сверстники. Если вам не нравится стиль и макияж, который выбрали ваша дочь или сын, не насмехайтесь над ним, не запрещайте, а объясните, что именно вам не нравится, почему, предложите вариант ,как, на ваш взгляд, можно частично скорректировать стиль. Помните: «дурацкие» увлечения Вашего ребенка уйдут в прошлое, а доверие, которое Вы рискуете подорвать, может исчезнуть между Вами очень надолго. Подростковый и юношеский возраст – действительно сложное время для Ваших детей и для Вас.

Помните, что если Вы чувствуете, что с той или иной проблемой Вы не можете справиться сами, если ситуация становится только хуже, если Вы не знаете, что предпринять в том или ином случае, если у Вас есть вопросы по тем или иным особенностям развития или поведения Вашего ребенка. Такая же возможность есть и у Вашего ребенка. Расскажите ему об этом, сообщите, что в общении со школьным психологом

ему гарантируется конфиденциальность по отношению ко всей лично значимой для него информации. Вы и Ваш ребенок всегда можете получить у психолога квалифицированную помощь.

 

Материал подготовлен педагогом – психологом  МБОУ СОШ № 99,

Лилия Валерьевна Никитенко

Кабинет № 330 а, 3 этаж

Телефон: 8(473)296-24-88

 

E-mail: helpl99@mail.ru