Рекомендации по психологической адаптации детей к начальной школе

Уважаемые родители!

Ваш ребенок стал первоклассником. Для него и для Вашей семьи это волнующее событие, которое может вызывать одновременно и радости, и опасения. Это не случайно: каждый родитель понимает, что перед любым ребенком школа ставит новые, не всегда простые задачи. Нередко родители обращаются к школьному психологу с жалобами на трудности адаптации ребенка к первому классу. Чтобы их избежать, можно воспользоваться следующими простыми советами. Все они отталкиваются от возрастных особенностей ребенка 6-8 лет, специфики

развития его психики и нервной системы.

1.     Еще до начала обучения семье ребенка, его близким взрослым очень важно смягчить свою собственную тревогу за возможные школьные трудности. Это не всегда легко, но важно  помнить, что дети очень легко считывают опасения и волнения родителей: если мама или папа волнуется – значит, действительно, ситуация опасная и тревожная, и я могу с ней не справиться. А вот тревога самого ребенка, его беспокойство в школе действительно могут привести к тем или иным школьным неудачам. Выход один: проследить, чтобы от Вас исходил положительный настрой, вера в силы и возможности своего ребенка. Видя Ваше спокойствие и уверенность, ребенок почувствует, что Вы верите в него и знаете, что он сможет справиться с любыми трудностями, и пойдет в школу также спокойным и радостным.

2.     Поговорите с ребенком о школе. Любой первоклассник пробует представить себе, что его ожидает в школе. Спросите у ребенка, хочет ли он в школу и почему, поговорите о том, что интересного и приятного его может там ожидать. Если ребенок высказывает какие-то опасения – спокойно обсудите их, подумайте вместе, как эти трудности могут быть преодолены. Накануне 1 сентября поговорите о том, что в общих чертах будет происходить на линейке и в первый день обучения. Попробуйте вспомнить, как Вы учились в начальных классах, расскажите что-то приятное и веселое из своего опыта, можете рассказать, с какими трудностями сталкивались Вы и как Вы их успешно преодолевали. Это повысит интерес ребенка к школе, создаст условия для формирования мотивации к учебе.

3.     В любой школе есть определенные правила. Учитель и школьный психолог обязательно будут знакомить с ними Вашего ребенка и всех его одноклассников, однако Ваша помощь и поддержка в усвоении новых требований для Вашего ребенка будут очень важны. В первые недели регулярно обсуждайте с ребенком, с какими правилами и требованиями он сталкивается, какие из них вызывают у него трудности. По этому вопросу можно также держать  контакт с учителем. Если Вы видите, что часть этих правил ребенок нарушает и дома, спокойно, но уверенно и четко проговорите с ним их важность и целесообразность, обсудите вместе, зачем они нужны. Покажите, что Вы тоже считаете их важными.

4.     Школа – это новая серьезная нагрузка на Вашего ребенка. Психофизиологические особенности детей 6,5-7,5 лет таковы, что без четкого режима дня нервная система ребенка не может справиться с этой нагрузкой и дает сбои. Это может приводить к повышенной утомляемости, частым простудам, обострению хронических заболеваний, нервным срывам. Для их успешной профилактики крайне важно соблюдать простые принципы построения режима дня Вашего ребенка:

- Вставать и ложиться следует примерно в одно и то же время, стараться не допускать слишком сильной разницы во времени подъема и отхода ко сну в будние и выходные дни. Обязательно выделяйте достаточное время на ночной сон ребенка. Если первое время ребенок очень устает после школы, он может немного поспать и днем, если Вы видите, что ему это нужно (но специально укладывать спать также не стоит).

- После школы очень важно дать ребенку время на отдых: лучше всего немного погулять, если погода это позволяет, пообедать, затем дать небольшое время ребенку на его свободные занятия, а потом только приступить к выполнению домашних заданий.

- Работая над домашними заданиями, обязательно делайте перерывы: после 15-20 минут, работы сделайте небольшую переменку на 10 минут, сменив вид деятельности (лучше всего встать из-за стола, немного поиграть, устроить физминутку), и только потом продолжайте работу.

- Обязательно проговаривайте с ребенком режим дня. Вы можете сделать для ребенка наглядное расписание на неделю и примерный распорядок типового школьного дня (написать или снабдить такое расписание картинками). Ребенок должен привыкнуть к режиму, учиться сам отслеживать последовательность действий в течение дня, выполнять их в нужное время.

5.     В первом классе ребенку приходится освоить много нового. Это и работа над

домашними заданиями, и сбор вещей в школу, и своевременный подъем и сборы с утра. Все это требует самоорганизации, которая не может сформироваться у первоклассника без Вашей помощи. Особенности развития 6-8-летнего ребенка таковы, что сначала все эти задачи он может выполнять только с развернутой помощью взрослого, который проговаривает и контролирует основные шаги. Однако постепенно эти задачи следует передавать ребенку, недержать их на себе слишком долго. Здесь важно придерживаться этапов: сначала ребенок

делает что-то, а Вы проговариваете вслух все шаги, потом Вы просите ребенка проговаривать вслух, что ему надо делать, помогая себе, а сами только проверяете, потом учите ребенка проверять промежуточные этапы, а сами смотрите только на финальный результат, и т.п. Если сразу пытаться после развернутой помощи передать ребенку все дела, это приведет к неудаче и разочарованию и у него, и у Вас. Однако если не передавать их вообще, у Вашего первоклассника не будет развиваться самостоятельность и умение позаботиться о себе в самых

простых вопросах.

6.     Учитель Вашего ребенка – это его главный помощник в освоении знаний и в получении нового опыта общения и социализации. Он также понимает и Ваши тревоги и трудности как родителя. С учителем Вашего ребенка лучше всего установить отношения сотрудничества: и он, и Вы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок хорошо учился и успешно адаптировался к школе:

- Чтобы учитель лучше понимал Вашего ребенка, лучше заранее сообщить о каких-либо особенностях его поведения, развития или здоровья, которые могут оказать влияние на его обучение. Это не напугает учителя и не создаст предвзятого отношения к ребенку, а поможет педагогу найти к нему индивидуальный подход и предотвратить возможные трудности.

- Если Вас беспокоит что-то в учебном процессе, если у Вас возникают те или иные трудности в подготовке вместе с ребенком домашнего задания, если Вы узнаете о каких-либо конфликтных ситуациях в школе, лучше всего оперативно связаться с учителем и рассказать о том, что Вас беспокоит, обсудить ситуацию. Учитель всегда постарается ответить на Ваши вопросы.

- Если что-то в поведении учителя Вам не очень нравится, Вы всегда можете обсудить это с учителем, но постарайтесь слишком много не обсуждать это с ребенком и при ребенке: для любого первоклассника учитель – очень значимая и авторитетная фигура, и Ваша критика заставляет ребенка разрываться между любовью к Вам и авторитетом учителя. Все трения должны оставаться между взрослыми. Научите ребенка в спорных ситуациях реагировать конструктивно: обсудите, почему учитель мог так поступить, что в действиях ребенка могло вызвать это, как впредь следует поступать, чтобы избегать конфликтных ситуаций.

7. Ваш ребенок будет получать в школе много нового опыта и впечатлений и обязательно будет рассказывать об этом Вам. Очень важно найти время и с искренним интересом выслушивать его: для первоклассника даже незначительные события школьного дня – это ново и необычно. Обсуждайте школьные задания, интересуйтесь теми знаниями, которые получает Ваш ребенок, показывайте ему, как они связаны с реальной жизнью (научился считать– посчитайте птичек по дороге, узнал что-то о родном городе – расскажите что-то дополнительное по этой теме, поищите вместе интересную информацию на этот счет, и т.п.).Разговаривайте про отношения ребенка с одноклассниками – помните, что школа – это не

только знания, но и бесценный опыт социализации и общения. Обсуждайте возникающие при этом трудности, но не стремитесь сразу вмешаться в их разрешение – деликатно обсудите с ребенком, как он сам мог бы с ними справиться, попробуйте вместе подумать над этим. Всем этим Вы поддержите желание ребенка ходить в школу, его интерес к школьной жизни, а также

покажете, что Вам действительно важно все происходящее с ним.

8. Большинство родителей думает о том, в какие кружки или секции отдать ребенка

помимо школы, чтобы обеспечить ему всестороннее развитие. Однако важно помнить, что даже для самого подготовленного первоклассника школа – это большая нагрузка совершенно нового типа. Опытные педагоги и психологи советуют вводить дополнительную по отношению к школе нагрузку постепенно (лучше всего – дать первый месяц на адаптацию к школе и потом попробовать добавить 1 секцию на 1-2 раза в неделю). Очень опасно перегрузить ребенка занятиями вне школы. Важно помнить, что ребенку помимо школы нужно достаточное время

на спокойную работу над домашними заданиями, а еще – обязательное личное время на те занятия, которые любит он сам («просто отдохнуть»). Многим родителям кажется, что это время лучше использовать на дополнительные развивающие занятия, но важно понимать, что в то время, которое ребенок делает просто то, что он хочет сам, он по-настоящему отдыхает и набирается сил, которые так нужны ему для школы. Важно помнить, что в первом классе закладываются основы всего дальнейшего обучения – и с точки зрения знаний, и с точки зрения

«умения учиться», и школьные требования должны быть в приоритете по отношению к дополнительным занятиям.

9. Если у Вашего ребенка возникают трудности в школе, в работе над домашними

заданиями или в самоорганизации, постарайтесь не расстраиваться и не сердиться и не ругайте его. Это порой бывает очень трудно, однако важно понимать, что все первоклассники

испытывают те или иные трудности, но большинство из них преодолимо и носят временный характер. Помните, что Ваш ребенок гораздо больше переживает не из-за самой трудности, а из-за Вашей реакции на нее, боится расстроить или разочаровать Вас. Ваш ребенок очень нуждается в Вашем понимании, терпении, умении конструктивно относиться к тем или иным трудностям и учится этому у Вас. Найдите в себе силы его поддержать. Вы можете искренне говорить при этом и о своих чувствах -  («Да, я понимаю тебя, ты знаешь, даже я расстроен (а),

что так все вышло»), но очень важно объяснить ребенку (и понять самим), что все эти проблемы – нормальное и неизбежное следствие процесса обучения Вашего ребенка, получения им опыта самостоятельности и новых умений. Ребенок должен увидеть, что Вы не сердитесь на него за его ошибку, что Вы понимаете, что он может быть успешным и обязательно справится с этими трудностями, и что Вы готовы оказать ему посильную помощь в этом.

10. Постарайтесь избежать излишне высоких требований к Вашему ребенку. У всех детей разные способности, разные сильные и слабые стороны, из-за этого темпы освоения материала и скорость адаптации к школе могут сильно отличаться. Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Оценивайте Вашего ребенка по сравнению с ним самим: вспомните, что еще год назад те или иные действия, которые он сейчас успешно выполняет входе обучения в первом классе, вызвали бы у него огромные трудности, учитесь замечать даже мелкие успехи – Вы увидите, что от недели к неделе Ваш первоклассник становится все более

собранным, самостоятельным, то, что вызывало в первые дни и недели трудности, постепенно оказывается все более доступным. Даже если это продвижение медленное, оно все равно есть:

замечайте его и обязательно говорите о нем своему ребенку.

11. Обязательно хвалите своего ребенка. Любой, даже небольшой его успех, заслуживает того, чтобы быть замеченным Вами. Помните: то, что кажется Вам легким, дается Вашему ребенку порой с огромным трудом. Опыт работы школьных психологов показывает, что одним из самых частых запросов со стороны родителей является жалоба на дефицит у ребенка школьной мотивации – «Не хочет учиться». В то же время, любой опытный педагог подтвердит, что большинство детей приходит в первый класс с огромным интересом к школе и к учебному процессу. Куда же он девается? К сожалению, часто интерес и воодушевление ребенка падает из-за первых школьных неудач и трудностей, особенно если в этой ситуации он

не встречает должной поддержки со стороны взрослых. Помните, что в младшем школьном возрасте оценка учителем и родителем его действий и успехов для ребенка играет ведущую роль – сам он не может еще оценить, насколько хороши или плохи его результаты. Любой ребенок, придя в первый класс, хочет не только получить новые знания, но и почувствовать себя успешным, получить одобрение, получить подтверждение своих растущих возможностей и способностей. В Ваших силах показать Вашему ребенку, что Вы верите в его силы, радуетесь

даже самым небольшим его успехам, а любые трудности воспринимаете как нормальные и готовы искать пути к их преодолению.

12. У любого ребенка и у любых родителей могут возникнуть те или иные трудности на этапе поступления ребенка в школу. Специалисты школы всегда готовы понять их и попытаться помочь в их разрешении. Если у Вашего ребенка возникают трудности в школьной адаптации, эмоциональные сложности, проблемы в обучении, если что-то в его поведении Вас беспокоит, Вы всегда можете обратиться за помощью к школьному психологу.

Материал подготовлен педагогом – психологом  МБОУ СОШ № 99,

Лилия Валерьевна Никитенко

Кабинет № 330 а, 3 этаж

Телефон: 8(473)296-24-88

E-mail: helpl99@mail.ru