Рекомендации по психологической адаптации детей к старшей школе

Уважаемые родители! Ваш ребенок стал старшеклассником. До окончания школы ему осталось 2 года. Как опытные  родители, Вы уже привыкли к самым разнообразным школьным трудностям, и сейчас скорее уже готовитесь выходить в школьном обучении Вашего ребенка на «финишную прямую». В то же время, возможно, некоторые особенности Вашего ребенка или его школьные дела вызывают у Вас беспокойство. Это не случайно: в период старших классов, когда Ваш подросток готовится к выбору профессии и переходу к студенчеству и «взрослой» жизни, школа должна быть не стрессирующим фактором, а местом получения нужных знаний и средой, поддерживающей старшеклассника.

Школьная психологическая служба подготовила для Вас материал, посвященный проблеме адаптации к старшей школе.

Какие особенности необходимо учитывать родителям старшеклассников?

1.     Если ваш ребенок перешел в 10 класс из другой школы, то отнеситесь с пониманием к важной потребности ребенка наладить взаимоотношения с одноклассниками.

Юноши и девушки охотно используют время обучения в 10 - м

классе для общения с друзьями, проводят больше времени вне

дома, реже приглашают друзей к себе.

Одобряйте желание Вашего ребенка много общаться с ними, проводить время в компании ребят из класса или школы – сейчас перед ним стоит трудная задача «влиться» в новый подростковый коллектив.

В то же время, если это мешает урокам, Вы можете спокойно обсудить этот вопрос с ребенком.

2.     Некоторые дети в этом возрасте определились со своими

профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии -

это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о

предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, ониявно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование

последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией - а вдруг он ошибся с выбором? Лучше

своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за "мимолетное увлечение".В 10 -м классе необходимо школьникам уже окончательно определиться, кудаони будут поступать.

Если принято конкретное решение –следует предпринять какие -

либо шаги для начала подготовки к экзаменам. Посетите дни открытых дверей в различных заведениях для получения более полной

информации. Родители и педагоги в состоянии оценить знания по необходимым предметам и по самым «хромающим» начать подготовку.

Именно в 10 - м классе эти занятия будут своевременными.

Повышенная тревожность в это время только усилит переживания.

3.Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального

пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получили бы высшее образование. Но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь понаблюдать за тем, умеет ли

будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата.

В то же время, нередко в 10 -м классе возникает ярко выраженная проблема – желание отдохнуть после напряженного 9-го класса и перед выпускным одиннадцатым. От этого ребенка важно предостеречь,

не допускать ситуации, когда ребенок «запускает» учебу, договариваться о том, что на уроки все равно необходимо выделять должный объем времени. Ваши требования здесь должны быть разумными и обоснованными: ясно, что если ребенок очень хочет пойти на ту или

иную «тусовку», предлагать ему вместо этого заняться уроками будет неправильно, однако договориться, что Вы отпускаете его погулять с условием того, что в ближайший выходной ребенок позанимается чуть больше, вполне можно попробовать.

5.Не секрет, что во взаимодействии взрослых и детей старших классов нередко возникают те или иные сложности. Это касается личной жизни

Подростков – друзей и хобби, куда вход родителям зачастую запрещен.

При умелом дозировании общения и обязательном уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и

авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения.

Для того чтобы старшеклассники не отдалялись от взрослых, нужно

по максимуму использовать ресурс доверительного и откровенного общения со своим ребенком, соблюдая при этом комфортную для него

дистанцию и проявляя уважение и искренний интерес к его жизни. Даже если Вам кажется, что Вашему ребенку «плевать» на Ваше мнение, это не так. Он по -прежнему чувствует огромную радость, получая Ваше одобрение, и тяжело переживает осуждение или обиды с Вашей

стороны. Имеет смысл честно и внятно объяснить свои опасения, что именно вас беспокоит в его поведении. Назидания и нравоучения не помогут, а только оттолкнут вас друг от друга. Здорово будет, если Вы честно будете рассказывать ребенку о своих подростковых увлечениях,

надеждах, желаниях, удачах и неудачах: это сближает Вас с ребенком, повышает его доверие к Вам. Желательно, чтобы вы хотя бы частично

ориентировались в различных молодежных явлениях, направлениях,

чтобы не говорить категорично заранее, что все, что интересует подростков -полная ерунда. Ребенку для уверенности в себе необходимо знать, чем интересуются его сверстники. Если вам не нравится стиль и макияж, который выбрали ваша дочь или сын, не насмехайтесь над ним, не запрещайте, а объясните, что именно вам не нравится, почему, предложите вариант ,как, на ваш взгляд, можно частично скорректировать стиль. Помните: «дурацкие» увлечения Вашего ребенка уйдут в прошлое, а доверие, которое Вы рискуете подорвать, может исчезнуть между Вами очень надолго. Подростковый и юношеский возраст – действительно сложное время для Ваших детей и для Вас.

Помните, что если Вы чувствуете, что с той или иной проблемой Вы не можете справиться сами, если ситуация становится только хуже, если Вы не знаете, что предпринять в том или ином случае, если у Вас есть вопросы по тем или иным особенностям развития или поведения Вашего ребенка. Такая же возможность есть и у Вашего ребенка. Расскажите ему об этом, сообщите, что в общении со школьным психологом

ему гарантируется конфиденциальность по отношению ко всей лично значимой для него информации. Вы и Ваш ребенок всегда можете получить у психолога квалифицированную помощь.

 

Материал подготовлен педагогом – психологом  МБОУ СОШ № 99,

Лилия Валерьевна Никитенко

Кабинет № 330 а, 3 этаж

Телефон: 8(473)296-24-88

 

E-mail: helpl99@mail.ru

Рекомендации по психологической адаптации детей к средней школе

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок перешел в 5 - й класс. Это начало его обучения в средней школе новая ступенька на пути его взросления, приобретения новых знаний и нового социального опыта. Однако, в то же время, это

и период определенных рисков. Многие родители обращаются к школьному психологу именно в 5 - 6  классе с жалобой на то, что после перехода в среднюю школу ребенок стал хуже учиться, снизилась

познавательная мотивация, появилась замкнутость, обидчивость или тревожность... Все эти симптомы – следствие трудностей адаптации Вашего пятиклассника к требованиям средней школы.

Что важно помнить, когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю?

1.Средняя школа сильно отличается от начальной даже по структуре и организации обучения. Не стоит заранее пугать ребенка трудностями –

многие дети довольно легко и быстро осваиваются в ситуации большого количества новых учителей и кабинетов и никаких трудностей не испытывают. Кроме того, при необходимости другие ребята или учителя

обязательно подскажут все Вашему ребенку. Но если Вы по рассказам ребенка понимаете, что он дезориентирован или смущен, деликатно поговорите с ним об этом, расспросите, что в 5- м классе ему нравится, а что нет, что вызывает неудобство или непонимание. Может быть,

Вашему ребенку первое время нужна небольшая помощь в том, чтобы запомнить, как зовут новых учителей, в каком кабинете кто преподает, как оперативно найти классного руководителя. Все это Вы можете обсудить с Вашим ребенком и помочь ему сориентироваться в новой информации. Так, чаще всего список учителей с номерами кабинетов классные

руководители помогают детям разместить в дневнике. Если его нет, Вы можете сделать такой сами с Вашим ребенком.

2.Средняя школа – это новые требования к тому, как ребенок учится, как оперирует учебным материалом, как работает с учебниками и с заданиями. От ребенка ожидается умение  самостоятельно записывать домашние задания, подходить к учителю, если у него появляются

вопросы, дома читать и анализировать достаточно большие объемы текста. Первое время старайтесь регулярно участвовать в выполнении ребенком домашних заданий по большинству предметов, даже если в 4 -

м классе Ваш ребенок был «отличником» и уже делал все уроки

сам. Скорее всего, Вы быстро заметите, какой предмет и какой тип заданий вызывает у Вашего ребенка проблемы. Попытайтесь их своевременно решить: если ребенок плохо запоминает параграф –

учите его выделять и подчеркивать в тексте главное, составлять на

черновике краткий план - шпаргалку, если есть проблемы с правилами или с иностранными словами – делайте карточки для их запоминания и развешивайте их перед столом ребенка или в местах, где он часто бывает. Научите ребенка работать с материалом, искать пути его усвоения и запоминания, пользоваться справочниками и Интернетом для поиска неясной информации. Если какой -то предмет вызывает явные трудности – поговорите с учителем, попросите его совета по тому, как преодолеть те или иные трудности.

3.В условиях повышенной нагрузки от новой учебной ситуации особое внимание уделите режиму дня: режим – это отличная профилактика повышенной утомляемости, нервных срывов или падения иммунитета ребенка на фоне утомления.

· Ложиться и вставать следует примерно в одно и то же время, не

допускать слишком большой разницы в режиме между будними и выходными днями.

· Даже если ребенок медленно делает уроки, не используйте на них часы абсолютно обязательного для 10-12- летнего ребенка полноценного

ночного сна.

· После школы дайте ребенку немного времени на отдых и занятия тем, чем он сам хочет позаниматься, и только потом садитесь за домашние задания.

· При приготовлении уроков делайте перерывы со сменой видов деятельности: после 40-50 минут активной работы вставайте из -

за стола, переключайтесь на 7-10 минут на что -то, не связанное с учебой.

· Постарайтесь найти удачный баланс между школой и дополнительным образованием (кружками, секциями). Внешкольные занятия – очень важный развивающий ресурс, но про них очень важно помнить 3 вещи. Во

- первых, они должны быть действительно интересны самому ребенку (занятия «без выбора» и так есть у него в школе). Во - вторых,

нагрузка в секции не должна мешать ребенку спокойно выполнять все домашние задания. В - третьих, помимо времени на школу, домашнюю работу и кружки, у ребенка должно оставаться хотя бы немного просто свободного времени. Часто родители считают, что его лучше провести «с пользой», заняв его тем или иным дополнительным занятием. Однако следует помнить, что только тогда, когда ребенок просто делает то,

что онхочет (даже просто «валяет дурака»), он по - настоящему отдыхает и набирается сил для успешного обучения.

4.Регулярно держите контакт с классным руководителем. Многие школьные трудности или конфликтные ситуации легко предотвратить, если при малейшем недопонимании или беспокойстве Вы пробуете обсудить ситуацию, а не выжидаете, накапливая список тревог и

претензий. Ваш классный руководитель – это Ваш главный союзник в деле обучения и социализации Вашего пятиклассника. Разумеется, если у Вашего ребенка есть какие - либо особенности (хронические заболевания, специфика характера, особые потребности или специфические трудности), классный руководитель должен об этом знать. Не бойтесь создать предвзятого отношения к своему ребенку: школьный учитель готов к тому, что у всех детей могут быть те или иные проблемы, но он должен о них знать, чтобы своевременно подобрать

индивидуальный подход или приемы для обучения и социализации Вашего ребенка.

5.Почаще говорите с ребенком о школе. Постарайтесь избежать дежурных вопросов «Как дела в школе» и «Какие были оценки?». Лучше с интересом выслушивайте рассказы ребенка даже о самынезначительных событиях, запоминайте их детали, имена участников. Взрослым

иногда кажется скучной детская жизнь, но важно понимать, что для Вашего ребенка каждая мелочь его школьного дня может быть очень важной, а Ваше безразличие к ней ранит его и заставляет становиться замкнутым. Если Вы будете искренне интересоваться именно тем в

школьной жизни, что важно для Вашего ребенка, Вы заслужите его доверие и сможете рассчитывать на то, что о любых трудностях Вы будете узнавать первым.

6.Учитесь не слишком переживать из - за отметок и приучите к этому ребенка. Школьные оценки, несмотря на все переживания из - за них,

нужны в первую очередь для обратной связи каждому ребенку о том, что тот или иной фрагмент материала усвоен им хорошо или, наоборот,

плохо. Не ругайте за оценки, но приучайте анализировать причины

той или иной двойки: в спокойной обстановке разберитесь, где ребенок допустил ошибку, отнеситесь к ней мягко или даже с юмором, найдите вместе с ребенком правильное решение, повторите материал, который

вызвал трудности. За такую работу обязательно похвалите ребенка: пусть положительные эмоции от улучшения понимания материала «закроют» для него огорчение из - за отметки.Важно помнить, что переход от начальной к средней школе часто приводит у детей к падению

успеваемости, но у многих детей она затем выправляется при терпеливом и конструктивном  отношении к этой ситуации со стороны и ребенка, и его семьи.

7.Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. У всех детей разные темпы освоения того или иного материала, и сравнение зачастую только усиливает родительскую тревогу и неудовлетворенность. Попробуйте лучше сравнивать своего ребенка с ним самим: еще год

назад такое сложное задание было бы ему не по силам, а сейчас он с ним справляется; в спортивной секции, несмотря на двойку, он изо дня вдень заслуживает все больше одобрений тренера; Ваш ребенок все больше помогает Вам дома, искренне желая сделать Вам приятное...

Всегда можно найти сферу, в которой у Вашего ребенка наблюдается рост и виден успех. И помните – это не только успех ребенка, но и Ваш успех как родителя.

8.Не забывайте хвалить Вашего ребенка. Любой, даже самый незначительный результат должен быть оценен по заслугам. Не бойтесь перехвалить ребенка: любая похвала – это та эмоциональная «подпитка», которая становится для ребенка источником уверенности в себе в школьной жизни. Ребенок, часто получающий одобрение и похвалу, не боится допустить ошибку: он знает, что ругают его заметно реже, чем хвалят, а, значит, в целом он успешен и любим.

9.Ваш ребенок вступает в предподростковый возраст. Это время, когда помимо школы и семьи особое значение для него начинают приобретать его друзья и его увлечения. Относитесь к ним с пониманием, не высмеивайте и не возмущайтесь, даже если дела и интересы ребенка

кажутся Вам «глупыми» и «дурацкими», «не по возрасту». Поощряйте разговоры ребенка на важные для него темы, по возможности попробуйте поучаствовать с ребенком в тех занятиях, которые ему нравятся. Параллельно продолжайте рассказывать и показывать ребенку что-

то, что Вам кажется для него подходящим и любопытным, но только при параллельном понимании и интересе к тому, что он сам выбрал в качестве хобби. Помните: «дурацкие» увлечения уходят, но огорчение ребенка от Вашего скептического и непонимающего отношения и, как следствие, рост недоверия к Вам могут остаться на всю жизнь.

10.Постарайтесь меньше тревожиться за школьную жизнь своего ребенка. Помните: 5 класс – это время, когда у многих даже очень успешных в начальной школе детей могут возникнуть те или иные  учебные или поведенческие трудности. Не ругайтесь на ребенка в случае неуспеха: помните, что гораздо больше самой «двойки» или замечания в дневнике ребенок боится Вашей реакции на это событие. Найдите в себе силы отнестись к любой проблеме как к временной, учите ребенка искать конкретные пути решения той или иной проблемы, а не «застревать» на

негативных переживаниях от случившегося. Школьные проблемы по определению временны, а навык   конструктивного отношения к трудностям бесценен и важен для всей будущей жизни ребенка.

В то же время, каждый человек иногда сталкивается с действительно трудными ситуациями. Помните, что если Вы чувствуете, что с той или иной проблемой Вы не можете справиться сами,

Если ситуация становится только хуже, если Вы не знаете, что предпринять в том или ином случае, если у Вас есть вопросы по тем или иным особенностям развития или поведения Вашего ребенка,

Вы всегда можете обратиться за помощью к школьному психологу. Материал подготовлен педагогом – психологом  МБОУ СОШ № 99,

Лилия Валерьевна Никитенко

Кабинет № 330 а, 3 этаж

Телефон: 8(473)296-24-88

 

E-mail: helpl99@mail.ru

Рекомендации по психологической адаптации детей к начальной школе

Уважаемые родители!

Ваш ребенок стал первоклассником. Для него и для Вашей семьи это волнующее событие, которое может вызывать одновременно и радости, и опасения. Это не случайно: каждый родитель понимает, что перед любым ребенком школа ставит новые, не всегда простые задачи. Нередко родители обращаются к школьному психологу с жалобами на трудности адаптации ребенка к первому классу. Чтобы их избежать, можно воспользоваться следующими простыми советами. Все они отталкиваются от возрастных особенностей ребенка 6-8 лет, специфики

развития его психики и нервной системы.

1.     Еще до начала обучения семье ребенка, его близким взрослым очень важно смягчить свою собственную тревогу за возможные школьные трудности. Это не всегда легко, но важно  помнить, что дети очень легко считывают опасения и волнения родителей: если мама или папа волнуется – значит, действительно, ситуация опасная и тревожная, и я могу с ней не справиться. А вот тревога самого ребенка, его беспокойство в школе действительно могут привести к тем или иным школьным неудачам. Выход один: проследить, чтобы от Вас исходил положительный настрой, вера в силы и возможности своего ребенка. Видя Ваше спокойствие и уверенность, ребенок почувствует, что Вы верите в него и знаете, что он сможет справиться с любыми трудностями, и пойдет в школу также спокойным и радостным.

2.     Поговорите с ребенком о школе. Любой первоклассник пробует представить себе, что его ожидает в школе. Спросите у ребенка, хочет ли он в школу и почему, поговорите о том, что интересного и приятного его может там ожидать. Если ребенок высказывает какие-то опасения – спокойно обсудите их, подумайте вместе, как эти трудности могут быть преодолены. Накануне 1 сентября поговорите о том, что в общих чертах будет происходить на линейке и в первый день обучения. Попробуйте вспомнить, как Вы учились в начальных классах, расскажите что-то приятное и веселое из своего опыта, можете рассказать, с какими трудностями сталкивались Вы и как Вы их успешно преодолевали. Это повысит интерес ребенка к школе, создаст условия для формирования мотивации к учебе.

3.     В любой школе есть определенные правила. Учитель и школьный психолог обязательно будут знакомить с ними Вашего ребенка и всех его одноклассников, однако Ваша помощь и поддержка в усвоении новых требований для Вашего ребенка будут очень важны. В первые недели регулярно обсуждайте с ребенком, с какими правилами и требованиями он сталкивается, какие из них вызывают у него трудности. По этому вопросу можно также держать  контакт с учителем. Если Вы видите, что часть этих правил ребенок нарушает и дома, спокойно, но уверенно и четко проговорите с ним их важность и целесообразность, обсудите вместе, зачем они нужны. Покажите, что Вы тоже считаете их важными.

4.     Школа – это новая серьезная нагрузка на Вашего ребенка. Психофизиологические особенности детей 6,5-7,5 лет таковы, что без четкого режима дня нервная система ребенка не может справиться с этой нагрузкой и дает сбои. Это может приводить к повышенной утомляемости, частым простудам, обострению хронических заболеваний, нервным срывам. Для их успешной профилактики крайне важно соблюдать простые принципы построения режима дня Вашего ребенка:

- Вставать и ложиться следует примерно в одно и то же время, стараться не допускать слишком сильной разницы во времени подъема и отхода ко сну в будние и выходные дни. Обязательно выделяйте достаточное время на ночной сон ребенка. Если первое время ребенок очень устает после школы, он может немного поспать и днем, если Вы видите, что ему это нужно (но специально укладывать спать также не стоит).

- После школы очень важно дать ребенку время на отдых: лучше всего немного погулять, если погода это позволяет, пообедать, затем дать небольшое время ребенку на его свободные занятия, а потом только приступить к выполнению домашних заданий.

- Работая над домашними заданиями, обязательно делайте перерывы: после 15-20 минут, работы сделайте небольшую переменку на 10 минут, сменив вид деятельности (лучше всего встать из-за стола, немного поиграть, устроить физминутку), и только потом продолжайте работу.

- Обязательно проговаривайте с ребенком режим дня. Вы можете сделать для ребенка наглядное расписание на неделю и примерный распорядок типового школьного дня (написать или снабдить такое расписание картинками). Ребенок должен привыкнуть к режиму, учиться сам отслеживать последовательность действий в течение дня, выполнять их в нужное время.

5.     В первом классе ребенку приходится освоить много нового. Это и работа над

домашними заданиями, и сбор вещей в школу, и своевременный подъем и сборы с утра. Все это требует самоорганизации, которая не может сформироваться у первоклассника без Вашей помощи. Особенности развития 6-8-летнего ребенка таковы, что сначала все эти задачи он может выполнять только с развернутой помощью взрослого, который проговаривает и контролирует основные шаги. Однако постепенно эти задачи следует передавать ребенку, недержать их на себе слишком долго. Здесь важно придерживаться этапов: сначала ребенок

делает что-то, а Вы проговариваете вслух все шаги, потом Вы просите ребенка проговаривать вслух, что ему надо делать, помогая себе, а сами только проверяете, потом учите ребенка проверять промежуточные этапы, а сами смотрите только на финальный результат, и т.п. Если сразу пытаться после развернутой помощи передать ребенку все дела, это приведет к неудаче и разочарованию и у него, и у Вас. Однако если не передавать их вообще, у Вашего первоклассника не будет развиваться самостоятельность и умение позаботиться о себе в самых

простых вопросах.

6.     Учитель Вашего ребенка – это его главный помощник в освоении знаний и в получении нового опыта общения и социализации. Он также понимает и Ваши тревоги и трудности как родителя. С учителем Вашего ребенка лучше всего установить отношения сотрудничества: и он, и Вы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок хорошо учился и успешно адаптировался к школе:

- Чтобы учитель лучше понимал Вашего ребенка, лучше заранее сообщить о каких-либо особенностях его поведения, развития или здоровья, которые могут оказать влияние на его обучение. Это не напугает учителя и не создаст предвзятого отношения к ребенку, а поможет педагогу найти к нему индивидуальный подход и предотвратить возможные трудности.

- Если Вас беспокоит что-то в учебном процессе, если у Вас возникают те или иные трудности в подготовке вместе с ребенком домашнего задания, если Вы узнаете о каких-либо конфликтных ситуациях в школе, лучше всего оперативно связаться с учителем и рассказать о том, что Вас беспокоит, обсудить ситуацию. Учитель всегда постарается ответить на Ваши вопросы.

- Если что-то в поведении учителя Вам не очень нравится, Вы всегда можете обсудить это с учителем, но постарайтесь слишком много не обсуждать это с ребенком и при ребенке: для любого первоклассника учитель – очень значимая и авторитетная фигура, и Ваша критика заставляет ребенка разрываться между любовью к Вам и авторитетом учителя. Все трения должны оставаться между взрослыми. Научите ребенка в спорных ситуациях реагировать конструктивно: обсудите, почему учитель мог так поступить, что в действиях ребенка могло вызвать это, как впредь следует поступать, чтобы избегать конфликтных ситуаций.

7. Ваш ребенок будет получать в школе много нового опыта и впечатлений и обязательно будет рассказывать об этом Вам. Очень важно найти время и с искренним интересом выслушивать его: для первоклассника даже незначительные события школьного дня – это ново и необычно. Обсуждайте школьные задания, интересуйтесь теми знаниями, которые получает Ваш ребенок, показывайте ему, как они связаны с реальной жизнью (научился считать– посчитайте птичек по дороге, узнал что-то о родном городе – расскажите что-то дополнительное по этой теме, поищите вместе интересную информацию на этот счет, и т.п.).Разговаривайте про отношения ребенка с одноклассниками – помните, что школа – это не

только знания, но и бесценный опыт социализации и общения. Обсуждайте возникающие при этом трудности, но не стремитесь сразу вмешаться в их разрешение – деликатно обсудите с ребенком, как он сам мог бы с ними справиться, попробуйте вместе подумать над этим. Всем этим Вы поддержите желание ребенка ходить в школу, его интерес к школьной жизни, а также

покажете, что Вам действительно важно все происходящее с ним.

8. Большинство родителей думает о том, в какие кружки или секции отдать ребенка

помимо школы, чтобы обеспечить ему всестороннее развитие. Однако важно помнить, что даже для самого подготовленного первоклассника школа – это большая нагрузка совершенно нового типа. Опытные педагоги и психологи советуют вводить дополнительную по отношению к школе нагрузку постепенно (лучше всего – дать первый месяц на адаптацию к школе и потом попробовать добавить 1 секцию на 1-2 раза в неделю). Очень опасно перегрузить ребенка занятиями вне школы. Важно помнить, что ребенку помимо школы нужно достаточное время

на спокойную работу над домашними заданиями, а еще – обязательное личное время на те занятия, которые любит он сам («просто отдохнуть»). Многим родителям кажется, что это время лучше использовать на дополнительные развивающие занятия, но важно понимать, что в то время, которое ребенок делает просто то, что он хочет сам, он по-настоящему отдыхает и набирается сил, которые так нужны ему для школы. Важно помнить, что в первом классе закладываются основы всего дальнейшего обучения – и с точки зрения знаний, и с точки зрения

«умения учиться», и школьные требования должны быть в приоритете по отношению к дополнительным занятиям.

9. Если у Вашего ребенка возникают трудности в школе, в работе над домашними

заданиями или в самоорганизации, постарайтесь не расстраиваться и не сердиться и не ругайте его. Это порой бывает очень трудно, однако важно понимать, что все первоклассники

испытывают те или иные трудности, но большинство из них преодолимо и носят временный характер. Помните, что Ваш ребенок гораздо больше переживает не из-за самой трудности, а из-за Вашей реакции на нее, боится расстроить или разочаровать Вас. Ваш ребенок очень нуждается в Вашем понимании, терпении, умении конструктивно относиться к тем или иным трудностям и учится этому у Вас. Найдите в себе силы его поддержать. Вы можете искренне говорить при этом и о своих чувствах -  («Да, я понимаю тебя, ты знаешь, даже я расстроен (а),

что так все вышло»), но очень важно объяснить ребенку (и понять самим), что все эти проблемы – нормальное и неизбежное следствие процесса обучения Вашего ребенка, получения им опыта самостоятельности и новых умений. Ребенок должен увидеть, что Вы не сердитесь на него за его ошибку, что Вы понимаете, что он может быть успешным и обязательно справится с этими трудностями, и что Вы готовы оказать ему посильную помощь в этом.

10. Постарайтесь избежать излишне высоких требований к Вашему ребенку. У всех детей разные способности, разные сильные и слабые стороны, из-за этого темпы освоения материала и скорость адаптации к школе могут сильно отличаться. Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Оценивайте Вашего ребенка по сравнению с ним самим: вспомните, что еще год назад те или иные действия, которые он сейчас успешно выполняет входе обучения в первом классе, вызвали бы у него огромные трудности, учитесь замечать даже мелкие успехи – Вы увидите, что от недели к неделе Ваш первоклассник становится все более

собранным, самостоятельным, то, что вызывало в первые дни и недели трудности, постепенно оказывается все более доступным. Даже если это продвижение медленное, оно все равно есть:

замечайте его и обязательно говорите о нем своему ребенку.

11. Обязательно хвалите своего ребенка. Любой, даже небольшой его успех, заслуживает того, чтобы быть замеченным Вами. Помните: то, что кажется Вам легким, дается Вашему ребенку порой с огромным трудом. Опыт работы школьных психологов показывает, что одним из самых частых запросов со стороны родителей является жалоба на дефицит у ребенка школьной мотивации – «Не хочет учиться». В то же время, любой опытный педагог подтвердит, что большинство детей приходит в первый класс с огромным интересом к школе и к учебному процессу. Куда же он девается? К сожалению, часто интерес и воодушевление ребенка падает из-за первых школьных неудач и трудностей, особенно если в этой ситуации он

не встречает должной поддержки со стороны взрослых. Помните, что в младшем школьном возрасте оценка учителем и родителем его действий и успехов для ребенка играет ведущую роль – сам он не может еще оценить, насколько хороши или плохи его результаты. Любой ребенок, придя в первый класс, хочет не только получить новые знания, но и почувствовать себя успешным, получить одобрение, получить подтверждение своих растущих возможностей и способностей. В Ваших силах показать Вашему ребенку, что Вы верите в его силы, радуетесь

даже самым небольшим его успехам, а любые трудности воспринимаете как нормальные и готовы искать пути к их преодолению.

12. У любого ребенка и у любых родителей могут возникнуть те или иные трудности на этапе поступления ребенка в школу. Специалисты школы всегда готовы понять их и попытаться помочь в их разрешении. Если у Вашего ребенка возникают трудности в школьной адаптации, эмоциональные сложности, проблемы в обучении, если что-то в его поведении Вас беспокоит, Вы всегда можете обратиться за помощью к школьному психологу.

Материал подготовлен педагогом – психологом  МБОУ СОШ № 99,

Лилия Валерьевна Никитенко

Кабинет № 330 а, 3 этаж

Телефон: 8(473)296-24-88

E-mail: helpl99@mail.ru